Инвалидность у ребенка

Появление в семье ребенка-инвалида – опыт чрезвычайно трудный, который переворачивает и зачастую дезорганизует жизнь всех членов семьи. Ожидая рождения ребенка, родители не готовы к болезни, и когда о ней узнают, часто не понимают, как жить дальше.

Такая ситуация может случиться, когда совершенно здоровый ребенок внезапно получает травмы, вследствие которых становится инвалидом. Важно то, что болезнь ребенка зачастую существенно меняет приоритеты в домашнем бюджете, в частности, когда один из родителей должен отказаться от работы, чтобы заниматься ребенком.

ЭТАПЫ, КОТОРЫЕ ПРОХОДЯТ РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ:

1. Шок

Новость о том, что ребенок нездоров, воспринимается родителями трагически – начальное отрицание переходит в негативизм. Родители считают, что невозможно, чтобы их ребенок был больным. Возникает непонимание, страх, подавленность, ощущение безнадежности, иногда агрессия.

2. Депрессия

Беспомощность и бессилие, испытываемые родителями, становятся настолько невыносимыми, что подавленные своими эмоциями родители зачастую погружаются в депрессию. Минуты успокоения приносит постоянная работа с ребенком, который нуждается в уходе.

3. Этап мнимой адаптации

Часто родители отчаянно ищут выход из ситуации, и тогда возникают разного рода мысли, основанные на защитных механизмах. Родители ищут виноватых в случившемся, думая, что это позволит им снять с себя чувство вины. При этом они зачастую отрицают саму мысль о том, что ребенок – инвалид. На данном этапе они несколько хаотично ищут решений, которые иногда приводят в кабинеты экстрасенсов, травников-целителей и пр. После исчерпания всех возможностей, родители часто сдаются.

4. Этап конструктивной подготовки

Позитивный этап, на котором родители начинают работать с ребенком, стараясь улучшить качество его жизни. На данном этапе они уже способны получать радость от нахождения рядом со своим ребенком-инвалидом, обнаруживая, что ребенок дарит им свою бескорыстную любовь. Они также ищут решения, которые помогут сделать их ребенка счастливым.

Переходы между этапами точно не определены, их границы размыты. Ради ребенка-инвалида нужно отказаться от многого, часто игнорируя свои потребности, и перечеркнув прежнюю жизнь. Многое зависит от степени неполноценности ребенка, от того, нуждается ли он в непрерывном уходе, в какой степени он лишен самостоятельности, является ли эта неполноценность физической или умственной. Столь же важны сопутствующие болезни, прежде всего те, что вызывают страдания ребенка и его родителей.

РЕБЕНОК-ИНВАЛИД = МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК В БОЛЬШОЙ БЕДЕ

Уход за больным ребенком – тяжелый ежедневный труд. Человек, ухаживающий за таким ребенком, обязан всегда помнить, что больной ребенок – маленький человек, которому повезло меньше, чем другим детям, но он имеет право:

Родитель, который это поймет и позволит ребенку быть самостоятельным в той мере, в какой ребенок на это способен, и который научит ребенка испытывать самоуважение и привьет ему оптимизм и стойкость, воспитает в ребенке силу духа.

ВНИМАНИЕ – важно сосредотачиваться не на неполноценности ребенка, а на его потенциале. Прогрессируют любые неполноценные дети, если с ними систематически заниматься. Эти небольшие успехи радуют и воодушевляют на дальнейшую работу. Зачастую изматывающая и дорогостоящая реабилитация долго не приносит плодов, но даже небольшие успехи способны вознаградить за весь вложенный труд.

Неполноценный ребенок, помимо всех ежедневных трудностей, создаваемых для семьи, может стать источником огромной радости и удовлетворения, если только ему позволят. Такой ребенок учит смирению, терпению и отзывчивости. Он отплатит бесконечной любовью и преданностью.

Если у Вас ребенок-инвалид, помните...